Все важное о медитации



Начиная с последних десятилетий ХХ века, возрастает психологизация жизни общества, в последние годы она протекает столь бурно, что порой рассматривается как психологическая революция. Существенным следствием психологизации современной жизни является то, что становятся все более востребованными различные методы психотерапии, психофизической саморегуляции, личностного роста и духовного самосовершенствования, помогающие человеку найти свое место в меняющемся мире.

Для современной психотерапии характерно объединение современных научных представлений о душевном и физическом здоровье с многовековым опытом традиционных духовных оздоровительных практик. Об интеграции традиционной ("альтернативной", особенно восточной) и классической ("научной") медицины в последнее время говорится достаточно много. Да и на практике мы видим, что современные интегративные психологические технологии во многом используют опыт традиционных духовных практик. В сущности, их задачи близки. Так, разрешение психологических проблем и вытекающий из этого личностный рост, к которым стремится психотерапия, близки к понятию "просветления" в традициях духовного совершенствования.

Существует несколько определений духовного здоровья. В соответствии с некоторыми из них понятие духовности соотносится с существованием некоего Высшего Существа, тогда как в других духовность связана с межличностными отношениями и поиском своего места в мире.

Например, согласно одному из определений, духовность - это приверженность определенной религии. С другой точки зрения, духовное здоровье заключается в умении распознать и выполнить жизненную задачу, умении нести любовь, радость и мир, помочь себе и другим полностью реализовать себя. Существует много исследований, подтверждающих связь духовности и здоровья.

Ученые обнаружили, что религиозность и духовность снижают влияние психологического стресса, риск физического недуга, изменяют моральные установки. Также исследователи пришли к выводу, что духовность способствует усвоению более здоровых моделей поведения.

Все больше признания в современной психотерапии получают медитативные практики, которые использовались нашими предками несколько тысяч лет назад для оздоровления и долголетия.

Медитативные практики относятся к методам психофизической саморегуляции. Своими корнями медитация уходит в восточную культуру (в основном тибетскую и китайскую). Медитация - это упражнение для мозга, которое влияет на состояние тела. Точно так же как и любое физическое упражнение сказывается на психическом состоянии, медитация оказывает положительное воздействие на физиологию.

Психофизическими составляющими медитации являются:
контроль за дыханием,
контроль за мышечным тонусом,
контроль за эмоциями,
контроль за потоком мыслей и вниманием.

 

Контроль за дыханием

Известно, что для человека, находящегося в ситуации стресса, характерно поверхностное (неглубокое), быстрое или прерывистое, грудное дыхание; Для человека в состоянии покоя, расслабления, испытывающего комфорт, - медленное брюшное дыхание. Обычно процесс дыхания (как и сокращения сердца, перистальтика желудочно-кишечного тракта и др.) совершается автоматически.

С помощью медитативных практик можно научиться внимательно следить за своим дыханием, осознавать его, поддерживать брюшное дыхание, мысленно направлять дыхание в нужный участок тела.

Брюшное дыхание - удобный и достаточно действенный инструмент нейтрализации тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, который зачастую оказывается достаточным для того, чтобы человек смог успокоиться в ситуации внезапного кратковременного стресса.

Наряду с тем, что глубокое, медленное брюшное дыхание подсознательно ассоциируется с состоянием покоя и отдыха, его противострессовым механизмом является еще и стимуляция блуждающего нерва (основного звена парасимпатической вегетативной нервной системы), способствующая общему расслаблению.

В медитации часто практикуется дыхание через какой-либо участок тела. Что же означает дышать якобы через какую-то часть тела? Естественно, это воображаемое дыхание, существующее лишь в представлении мозга.

Физиологически никакого дыхания через кожу или органы тела происходить не может. На самом деле ощущение "внелегочного" дыхания говорит о том, что установилась временная связь между двумя участками мозга: с одной стороны, воспринимающим информацию из дыхательных путей, от дыхательных мышц и, с другой стороны, получающим информацию из соответствующей области тела, не связанной с дыханием.

В результате изменения ощущений в выбранном участке тела, прежде всего ритмические колебания их интенсивности происходят синхронно с фазами дыхательного цикла (обычно ослабление интенсивности на вдохе и усиление - на выдохе).

Образование подобной временной связи между различными очагами возбуждения в мозге и их влияние друг на друга лежат в основе различных практически полезных феноменов - борьбы с болью, умения управлять собственным пульсом, или артериальным давлением, а так же настроением.

Критерием правильности выполнения упражнения (мысленного направления дыхания в заданную область тела) является синхронность дыхания и ощущений в выбранной части тела. Обычно отмечается одновременность и однонаправленность изменения интенсивности ощущений с фазами дыхательного цикла, например, усиление на вдохе и ослабление на выдохе.

Во многих медитациях применяется метод дыхания через кисти рук. Почему же сосредоточение внимания на ощущениях в кистях оказывает заметное влияние на состояние мозга, да и организм в целом?

Для того, чтобы понять и наглядно представить совершенно особую роль в организме наших ладоней и пальцев, следует обратиться к схеме, созданной канадским нейрохирургом У.Пенфилдом, на которой он изобразил проекцию тела на поверхность коры полушарий головного мозга. На этой схеме видно, что размеры зон коры мозга зависят не от размера соответствующих частей тела, а от их значимости для организма. И поэтому площадь, занимаемая проекционной зоной кисти руки, больше, чем любой другой части тела - туловища, головы, и прочих. Поэтому сосредоточение внимания на ощущениях, связанных с кистью, захватывает гораздо больший, чем для любой другой части тела, участок коры, а соответственно, оказывает большее воздействие на состояние мозга и сознание.

Важно отметить и то, что при возбуждении, внезапном страхе возрастает также и отношение времени вдоха ко времени дыхательного цикла - вдох становится более продолжительным.

Соответственно, человеку, пребывающему в состоянии релаксации свойственно обратное соотношение. В медитации функция более продолжительно выдоха используется для более полного расслабления и успокоения эмоций - расслабление мышцы именно в момент выдоха.

 

Контроль за мышечным тонусом

Мышечное напряжение является индикатором стресса. Чем более глубоким является состояние стресса, в котором находится человек, тем выше мышечный тонус.

При депрессии обнаруживается повышение тонуса дыхательной мускулатуры, а при тревоге и страхе - затылочных мышц и групп мышц, связанных с речью.

Таким образом, для нормализации психофизического состояния человека, снятия проявлений стресса обязательно необходимо мышечное расслабление. И наоборот, точно так же, как мышечное напряжение (особенно мышц шеи) является показателем активации, эмоционального возбуждения, так и расслабление мышц свидетельствует о состоянии покоя и отдыха, является ключом для его достижения.

Глубокое мышечное расслабление приводит к высвобождению веществ, обладающих антистрессовым или стресслимитирующим действием и стимулирующих центры удовольствия мозга - так называемых эндогенных опиатов или эндорфинов.

Подобная активация естественного физиологического механизма удовольствия дает не только приятные ощущения отдыха, но и может рассматриваться как профилактика специфического стрессового расстройства - синдрома дефицита удовольствия, которое считается бичом современного общества.

Известные йоговские позы-асаны и практики цигун оказывают целительный эффект во многом потому, что для их выполнения человек должен расслабить соответствующие группы мышц.

 

Контроль над эмоциями

Научиться контролировать свои эмоции достаточно просто - нужно ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нем изменения, связанные с эмоциями.

С помощью правильно регулируемого дыхания можно снять психоэмоциональное напряжение, высвободить неотреагированные эмоции и добиться "функциональной разрядки".
 
Дыхание, как известно, является одной из важнейших функций организма. Характер дыхания (его глубина, ритмика и др.) весьма тонко отражает эмоциональное состояние человека, является чувствительным индикатором, лакмусовой бумажкой для эмоций. С помощью дыхания можно не только следить за эмоциями, но и управлять ими.
Дело в том, что объем внимания человека весьма ограничен. В каждый момент времени мы получаем массу информации как извне, так и изнутри - из нашего собственного организма, на которую просто не обращаем внимания. Человек зачастую буквально не замечает, что живет в собственном теле.

Элементарный навык самонаблюдения, отслеживания ощущений является важным инструментом мобилизации внимания, что само по себе может служить действенным способом управления эмоциями. По сути, это умение человека быть полностью захваченным непосредственным опытом, пребывать в состоянии "здесь и сейчас".

Например, даосская медитация "Внутренняя улыбка" основана на визуализации энергии улыбки и направлении ее к органам тела. При этом ощущения, поступающие в мозг от лицевых мимических мышц (обратная связь) являются одними из важнейших психофизиологических механизмов эмоций.

 

Контроль за потоком мыслей и вниманием

Контроль за потоком мыслей можно осуществлять с помощью направленного внимания, спокойного дыхания и мышечного расслабления. Снижение мышечного тонуса уменьшает приток информации от мышц к мозгу, позволяя ему отдохнуть. Причем эффект наблюдается двукратный: уменьшение, как специфической сенсорной импульсации, идущей от мышц в кору полушарий головного мозга, так и неспецифический - от мышц к активирующей системе мозга (ретикулярная формация), поддерживающей кору мозга в бодрствующем состоянии.
В условиях глубокого мышечного расслабления, вследствие "незанятости" нейронов мозга переработкой информации, повышается их готовность к синхронизации. А это, в свою очередь, приводит к особым - так называемым измененным состояниям сознания, играющим для человека целительную роль.

Как показывают электрофизиологические исследования - запись ЭЭГ (биотоков головного мозга) в состоянии ИСС (измененное состояние сознания), достигаемого при глубокой медитации, разница между полушариями - их асимметрия выравнивается, исчезает. Тогда наступает для человека состояние без времени и пространства, состояние, в котором нет неразрешимых противоречий, когда совмещаются, интегрируются, казалось бы, диаметрально противоположные точки зрения, разрешаются внутренние проблемы организма - и физиологические, и психологические.

Вхождению в ИСС способствуют ряд моментов, помогающих изменить функциональное состояние мозга, состояние сознания:
Сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, уменьшающее приток внешних раздражителей к мозгу и тем самым помогающее отвлечься от окружающей реальности, от внешнего мира и окунуться в глубины мира внутреннего.
Дыхание, удерживающее внимание своим размеренным ритмом и заставляющее внимание следовать за собой, а также помогающее направить его в определенные участки тела.
Мышечное расслабление в удобной позе, уменьшающее приток информации от мышц к мозгу и помогающее ему погрузиться в состояние покоя.


В ИСС изменяются взаимоотношения полушарий. С учетом асимметрии полушарий их взаимное уравновешивание выглядит как движение навстречу: более активное, доминантное полушарие снижает свою активность, противоположное же полушарие, ранее сравнительно пассивное, наоборот, активизируется. Как известно, при стрессе может возникать разобщенность полушарий мозга, когда они перестают согласовывать свои мнения и действия. От того-то в стрессовой обстановке человек действует зачастую импульсивно и необдуманно.

Овладев техниками медитации, можно научиться регулировать активность полушарий мозга. Например, одним из способов уменьшить активность доминирующего полушария (у правшей - левого, "сознательного" полушария) является подавление его специфической функции - речи. Имеется в виду не просто обычное молчание, а молчание внутреннее - остановка привычных, словесно оформленных мыслей, прекращение постоянно протекающего внутри нас диалога, так называемая "ментальная пауза", или "внутренняя тишина".

С точки зрения современной науки можно выделить такие основные признаки ИСС, как

1) перераспределение ролей между сознанием и подсознанием. В обычном бодрствующем состоянии наше сознание командует подсознанием (по крайней мере, пытается), подавляет его. В измененном же состоянии сознание как бы на время замолкает, отключается, выпускает из рук "бразды правления", уходя на второй план. В то же время подсознание "берет власть в свои руки", резко активизируется.

При этом происходит мобилизация резервов подсознания, помогающих решить неотложные внешние проблемы - в частности, найти выход в экстремальной ситуации, например, спасти свою жизнь. Необходимо иметь в виду, что если в ситуациях, связанных с физической угрозой для жизни, это происходит автоматически, то в обыденных жизненных ситуациях такому использованию подсознательных резервов необходимо учиться.

2) Разрешение внутренних, психологических проблем. Применительно к проблемам, связанным с прошлым, это достигается за счет замены эмоционального "ярлыка", соотносимого с неприятным воспоминанием. Разрешение проблем, проецирующихся в будущее, связанных с внутренними барьерами, стереотипами, достигается за счет формирования новых связей, новых выборов, расширяющих узкие рамки стереотипного реагирования.

Кроме того, ИСС несут с собой еще некоторые полезные эффекты. Здесь и отдых, и снятие последствий стресса, и активизация естественных восстановительных процессов организма, способствующая излечению связанных со стрессом заболеваний (что используется достаточно широко современными целителями - как в белых халатах, так и без оных). Остановка мыслей (состояние "не думания") наряду с отдыхом и снятием нервного напряжения, ликвидацией проблемы "застревания" на неприятных размышлениях, позволяет преодолеть ограничения и негибкость сознательной логики, о чем мы уже ранее говорили, прислушаться к мнению подсознания, вглядеться в глубины интуиции.

Медитацию иногда называют промежутком между мыслями - когда прежняя мысль ушла, а "прибытие" новой задерживается; прекращением внутреннего диалога. Переживание состояния внутреннего покоя дает возможность познать самого себя, прислушаться к голосу подсознания, получить доступ к внутренней мудрости, помогающей найти выход из затруднительной ситуации, дать разрядку накопленным эмоциям или избавиться от назойливого физического дискомфорта. Это и есть самое эффективное средство от стрессов и внутренних проблем. Средство, быть может, самое сложное - и в то же время, самое простое. Сложное вначале, по мере освоения оно становится очень простым, почти автоматическим.

Источник материала - sunterra.ru




Наверх к меню